"ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕЦЕПТ!"

Получите свою карту «Электронный рецепт» для медицинского обслуживания!
Выдача электронных пластиковых карт осуществляется в бюро больничных листов (1 этаж)
в будние дни с 8.00 до 20.00, суббота с 9.00 до 15.00.

При получении   электронной  пластиковой карты необходимо предъявить паспорт, а также подписать форму информированного согласия об использовании её для медицинского обслуживания.

Пластиковая электронная карта является собственностью поликлиники и выдаётся на безвозмездной основе. Пациент должен принимать все необходимые меры для обеспечения её сохранности. В случае утери восстановление электронной карты не производится, но пациент сможет заказать новую карту с другим индивидуальным номером.

Просим Вас срочно получить электронные пластиковые карты.

Общая информация о системе

АИС «Электронный рецепт» предназначена для реализации технологии обращения электронных рецептов в здравоохранении Республики Беларусь и представляет собой централизованную систему электронной выписки и отпуска лекарственных средств при лечении в амбулаторных и стационарных условиях, включая льготное лекарственное обеспечение.

Основание для разработки системы:
  • мероприятие 21 «Создание полномасштабной системы обращения электронных рецептов в Республике Беларусь с использованием электронной цифровой подписи» подпрограммы 3 «Цифровая трансформация» Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235;
  • договор между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» от 14 декабря 2016 г. № ЦТ21-ЭР. Потребителями системы являются организации здравоохранения Республики Беларусь, осуществляющие медицинское обслуживание населения (включая ведомственные и частной формы собственности), аптечные организации различных форм собственности, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления здравоохранения облисполкомов, Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, другие заинтересованные органы управления и ведомства.
Основными целями создания АИС ЭР являются:
  • повышение качества медицинского обслуживания пациентов за счет сокращения рабочего времени врача, затрачиваемого на выполнение лекарственных назначений и выписку рецептов;
  • проведение различного рода анализа информации (всесторонний учет назначения льготных лекарственных средств в разрезе организаций здравоохранения, пациентов, анализ стоимости лекарственного лечения, планирование закупок лекарственных средств и т.п.);
  • обеспечение анализа правильности назначаемого медикаментозного лечения;
  • создание предпосылок для более эффективной и безопасной лекарственной терапии (исключает нечитабельность или неправильную интерпретацию рецептов, в компьютерной системе можно задействовать как экспертные подсказки по назначению, так и предупреждения о возможных последствиях нежелательных взаимодействий между лекарственными средствами, так как использование системы АИС ЭР позволяет врачу видеть все назначенные пациенту лекарственные средства, избегать ошибочно указанных опасных дозировок и т.д.);
  • снижение стоимости лечения за счет уменьшения осложнений лекарственной терапии (неверный выбор лекарственных средств, осложнения от совместного использования лекарственных средств, побочные эффекты), использования аналогов оригинальных лекарственных средств – дженериков и т.д.;
  • исключение возможности дублирования отпуска льготируемых лекарственных средств для одного пациента;
  • исключение возможности подделки как обычных, так и льготных рецептов.
В системе АИС ЭР реализованы следующие основные функции:
  • создание и ведение реестра электронных рецептов;
  • автоматизация процесса выписки рецептов в электронном формате врачами организаций здравоохранения с последующей передачей информации в централизованное хранилище электронных рецептов;
  • автоматизация процесса отпуска лекарственных средств по электронным рецептам в аптечной организации с последующим внесением информации об отпуске в централизованное хранилище электронных рецептов;
  • обеспечение доступа врачей к информации обо всех выписанных пациенту лекарственных средствах, в том числе и другими врачами и/или в других организациях;
  • обеспечение доступа к информации о назначенных и отпущенных лекарственных средствах в оперативном режиме для формирования необходимых аналитических материалов.

При создании полномасштабной АИС ЭР использовалась технология универсального идентификатора пациента, где в качестве носителей идентификаторов приняты пластиковые карты медицинского обслуживания пациентов.

Положение об обращении пластиковых карт для медицинского обслуживания (идентификационных пластиковых карт пациентов) утверждено приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.08.2015 № 863.

Карта содержит уникальный номер, ассоциированный с пациентом (физическим лицом) в рамках медицинских информационных систем (далее – МИС). Для повышения скорости ввода уникального номера и минимизации ошибок на пластиковую карту наносится соответствующий линейный штрих-код, который может считываться сканерами штрих-кода как в аптеке, при отпуске лекарственных средств, так и в организации здравоохранения, в рамках различных электронных сервисов (запись к врачу в регистратуре, обслуживание с помощью электронной очереди и др.).

Система нумерации идентификационных пластиковых карт пациентов и регламент её применения основывается на СТБ ISO/IEC 7812-1-2013, СТБ ISO/IEC 7812-2-2013 и гарантирует уникальность номеров.

Пластиковая карта для медицинского обслуживания (идентификационная пластиковая карта пациентов)

С внедрением в Республике Беларусь для удостоверения личности Id-карт предполагается их использование в АИС «Электронный рецепт» параллельно с картой медицинского обслуживания пациента. Идентифицировать пациента в системе можно будет как по номеру карты медицинского обслуживания, так и по идентификационному номеру Id-карты. 

В основу информационного обмена в рамках АИС ЭР положен международный открытый стандарт FHIR (Fast Healthcare Interoperability Resources), созданный международной организацией электронной системы медицинского документооборота Health Level 7 (HL7) с учетом опыта предыдущих стандартов и современных веб-технологий.

Как работает «электронный рецепт»

С внедрением Id-карт учреждения здравоохранения и аптечные сети должны быть оснащены считывателями Id-картДля получения услуг через систему «Электронный рецепт» пациенту необходимо получить карту медицинского обслуживания. Карта выдается в учреждении здравоохранения, к которому пациент относится по месту (адресу) регистрации. В медицинской информационной системе номер карты медицинского обслуживания посредством сканирования штрихкода автоматически заносится в электронную амбулаторную карту пациента. Пациент регистрируется в базе АИС «Электронный рецепт». Это позволяет врачу выписывать лекарственные средства в электронном виде с последующим их отпуском в фармацевтических сетях с использованием карты медицинского обслуживания.

АРМ «Регистратура» в учреждениях здравоохранения, а также АРМ фармацевта в аптеках должны быть оснащены сканерами для считывания штрихкода с карточки медицинского обслуживания.

С внедрением Id-карт учреждения здравоохранения и аптечные сети должны быть оснащены считывателями Id-карт.

Электронный рецепт подписывается электронно-цифровой подписью врача и имеет статус электронного документа.

В случае, если врач не приобрел средства ЭЦП, он обязан параллельно с выписанным электронным рецептом выдать на руки пациенту бумажный рецепт, т.к. в аптеке для получения лекарственного средства по электронному рецепту без ЭЦП врача предъявления карты медицинского обслуживания недостаточно.

Отпуск лекарственных средств по электронным рецептам в аптечной сети.

Фармацевтическая информационная система, установленная в аптечной сети, должна обеспечивать взаимодействие с АИС «Электронный рецепт» в части отпуска лекарственных средств по электронным рецептам. При обращении пациента в аптеку, провизор сканирует штрихкод карты медобслуживания, и в фармацевтической информационной системе отображается наименование выписанного лекарства, его количество, дозировка, производитель препарата и цена. После оплаты лекарственного средства факт покупки автоматически фиксируется в АИС «Электронный рецепт».